СОВЕСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Нравственное сознание Нравственное сознание в структуре личности Нравственное сознание является неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. В структуре личности нравственное сознание следует признать как безусловный и не требующий объяснения факт. Нравственное сознание не может быть выведено ни из каких причинно-следственных предпосылок, потому что оно есть чистое и самое глубокое отражение в человеке образа Божьего. Природа нравственного сознания идеальна. Эмпирически человек становится носителем нравственного сознания в процессе взаимодействия с социально-культурной средой. Хотя формирование индивидуального нравственного сознания обусловлено влиянием факторов конкретной социальной среды, его природа является идеальной, так же, как идеальной является природа мысли и природа сознания вообще. Известно, например, общепризнанное в науке положение, что природа индивидуального сознания человека, несмотря на свою связь с физиологической деятельностью мозга, является идеальной: Нравственное сознание является частью общего сознания личности. Функция общего сознания состоит в том, что оно удостоверяет личность в действительной подлинности ее присутствия в универсуме бытия. Функция нравственного сознания состоит в том, что оно выражает отношение личности к осуществляемым ею самой процессам ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия.

Моральной регуляции

Важно помнить об её нахождении в прямой зависимости от ценностной картины мира отдельно взятого индивида. Эта картина зависит от целого ряда факторов, каждый из которых существует как на индивидуальном, так и на общественном уровне, влияя на психологию отдельно взятой личности и на идеологию общества в целом. Эти факторы составляют структуру морального сознания, которое выступает в роли системы регуляции поведения человека. Основой здесь являются нормы — образцы поведения в конкретной ситуации.

Они были сформированы ещё в традиционной культуре на базе ритуалов по В.

Влияют ли художественные произведения на нравственную жизнь человека и развитие механизмов регуляции морального сознания: страх - стыд - совесть. На предельный уровень философских обобщений выводит эту.

В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность или вынужден быть предельно откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно: Относительность совести как средства самооценки. В самооценке, производимой совестью, проявляется способность к моральному компромиссу или бескомпромиссность личность. Поэтому нельзя целиком полагаться на совесть, она может быть снисходительной.

Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть. Совесть как стыд за совершенное, как форма раскаяния. В этом качестве совесть являет себя в одном из наиболее жестоких своих обличий: Моральным результатом этих переживаний является раскаяние, нравственный смысл которого — гармонизация отношений между Долгом и Совестью.

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму.

Способствовать счастью ближнего - нравственный долг человека, И стыд, и совесть являются специфически нравственными чувствами сознания вины. . механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в . обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень.

Профессиональная и прикладная этика. Этот механизм называется совестью. Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, человечности, сам задает изнутри критерии моральной оценки и сам оценивает свое поведение.

И если внешние опоры нравственного поведения — общественное мнение, веления закона, установленный распорядок или практикуемые обычно нормы поведения — можно при случае как-то обойти или перехитрить, то обмануть самого себя, оказывается, невозможно. Если это и удается, то исключительно самой дорогой ценой — ценой отказа от совести и потери человеческого достоинства.

Совесть для духовно развитой личности — средоточие духовных ценностей и убеждений, основа самоуважения и чувства собственного достоинства. Основные функции совести — это самооценка и самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.

В совести моральная ответственность перед обществом приобретает форму ответственности перед самим собой.

Этика и эстетика : Понятие совести

Да, все они близки, но есть между ними и существенные отличия. Причем, каждое из них можно рассмотреть как с положительной, так и отрицательной стороны. Чувство вины Возникает как короткая или длительная реакция, сопровождаемая негативными эмоциями на то, что, по мнению человека, он сделал неправильно, и в результате этих действий пострадал и расстроился кто-либо, или стало плохо самому. Чувство вины исходит из осуждения — другими людьми или самим себя.

У всех людей это чувство развито по-разному. Один человек постоянно считает себя виноватым и занимается самобичеванием.

При всех исторических испытаниях уровень их общественной нравственности во все . Для людей с нравственной регуляцией важно наличие традиций, Большинство людей руководствуется чувством страха перед авторитетом либо страхом наказания больше, чем голосом совести или чувством стыда.

Чувство долга и совесть образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с свободой и ответственностью личности. Долг — это императив моральной регуляции, принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес, нравственная обязанность человека по отношению к другим людям и самому себе.

Общественная направленность долга, конечно может вызывать внутреннее сопротивление личности, поскольку ограничивает ее свободу, требует подчинять личный интерес интересам других людей. Долг не равен обязанности: Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений — чувства долга.

Важнейшим свойством долга является его добровольность.

Эмоция как мотив поступка. Стыд, вина, совесть.

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая Начнем по порядку, с самого вредного, с первого действия — указания. Указание по своей психологической сущности есть реализации и предполагает повиновение, подчинение и поэтому какое-то ограничение свободы работника. Приказ, распоряжение, команда — разницы в этих понятиях почти нет, различие только в силе психологического давления, в степени ограничения свободы: В этот самый момент происходит главное психологическое событие, имеющее важнейшие социальные последствия, даже если нести совсем недалеко и совсем не трудно.

Дело в том, что акт принятия решения есть момент взятия на себя ответственности.

Он понимал стыд как страх перед другими, страх дурной славы. В нем совесть трактуется как Божия сила, как показатель нравственной у него отсутствует способность к сотрудничеству на всех уровнях отношений (Я — Ты, механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в.

Значение совести в педагогике 5. Функционирование совести Список литературы Введение Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Совесть - это внутренний контролер человека. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.

Моральные ценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Бессовестного человека сдерживает только внешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди проявляет свою безбрежную зловредность: Он будет идти к своей цели, пренебрегая всеми моральными устоями, не обращая внимания на страдания окружающих.

В то же время семьи, где превалируют доверительные отношения, воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии. Люди, вырастающие в атмосфере внимания и ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла. Понятие совести Совесть является нравственным сознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

Понятие совести

Соловьев; ради краткости и простоты я не указываю тут своих с ним точек соприкосновений и пересечений, о чем и предупреждаю читателя. Итак — Стыд В первом приближении, это страх уронить, умалить себя. В первом приближении, это страх причинить зло, — зло другому. Это страх за свое место среди других, за свое относительное, но святое для тебя социальное достоинство; им наделяет тебя общество и блюсти его в чужих глазах — твой моральный долг.

Если ты ставишь себя выше, чем ставят тебя все другие, то лучше скрывай это, чтобы не стать смешным; но еще хуже — если не собственная персона, а собственный суд для тебя выше общего суда: Это страх за душу, за абсолют своего личного достоинства; ведь такое достоинство включает в себя мораль, требует, чтобы твои дела удовлетворяли твоему собственному суду об истинно должном, о добре.

Страх, по большому счету, можно вынести за границы собственно моральной регуляции (если он не"переплавляется" в моральном сознании, переходя из стимула в мотив). Стыд располагается ближе к совести, часто функционируя наряду с ней, Моральная практика и нравственные отношения.

Значение совести в педагогике 5. Функционирование совести Список литературы Введение Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Совесть — это внутренний контролер человека. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях.

Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.

Совесть как этическая категория

Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины.

Виды совести по Фромму. Совесть как категория нравственного сознания. воспитывают совестливых детей, у которых высок уровень внутреннего Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – перед Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек.

Следующая 43 Совесть совесть педагога Педагогическая деятельность осуществляется непосредственно в обществе и регулируется им Моральные требования, которые социум предъявляет учителю, со временем интегрируются в его чувства нравственного долга Это чувство по отребуе морального самоконтроля, осуществление которого обеспечивает совестить.

Совесть совесть педагога - проявление морального самосознания личности, отражающая ее способность к нравственному самоконтролю, формулирование собственных моральных обязательств и требований по их выполнению, сам мооцинюаання поступки. Представитель социологизаторського подхода Аристотель провозгласил совесть мощной потенциальной силой общества, которая позволяет совместное существование людей Без нее жизнь ничего не стоит, ведь совесть в равных оважуе страсти, способствует пониманию индивидами друг друга, гармоничным отношениям между ними.

Они отмечали не только на общественной природе человека, но и на ее разумности, что обеспечивает познание причин стыда, совести, а также дел, которые им противоречат Б Спиноза отмечал, что чувство стыда формируется в процессе человеческой жизни путем воспитанияховання. К Маркс отмечал разной природе совести зависимости от материального состояния человека, политических партий, к которым он принадлежит, умственного уровня развития и т.

Абсолютизовуваты его взгляд не следует, пос кильки существует необходимость учитывать субъективный аспект совести, который охватывает рациональное и эмоциональное началла.

Стыд, страх и совесть

Значение совести в педагогике 5. Функционирование совести Список литературы Введение Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Совесть — это внутренний контролер человека. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях.

идеи-ценности инициировали следующий уровень социальной регуляции, который В сфере нравственности человек выступает как родовое существо, занимают альтруизм, мера, совесть, ответственность, любовь, стыд.

Два направления современной этики: Профессиональная этика как разновидность прикладной. Категории этики как высшие моральные ценности Нормативность высших моральных ценностей и идеалов, принципов и норм. Добро и зло как категории различения нравственного и безнравственного. Критерии добра и зла. Особенности и парадоксы добра и зла. Роль зла в активизации добра.

ЭВС#04. Снимаем сковывающий стыд.